Итак, cвершилось. То, чего все так долго ждали, произошло. Теперь можно быть непосредственным участником действа киноленты, попасть в самую гущу, в самую атмосферу фильма-теперь все больше и больше лент снимаются в формате 3d. Людям нравится, инженерам есть работа, компаниям капает $. Вроде все довольны. Но мало кто задумывается над тем, за счет чего достигается 3d эффект, и что он реально может вредить здоровью. С недавнего времени в киноиндустрии наметился бум на 3d. Все ходят в кино только "на объем", смотреть "плоские" фильмы вроде как уже не круто. Компании, выпускающие мониторы, телевизоры и видеокарты, налаживают массовый выпуск хоум-оборудования для просмотра "объема". Но никто не задумывается о возможном вреде. Понятно, что в нашем мире довольно сложно говорить о чем-то безвредном, в мегаполсах даже воздухом дышать вредно, не говоря уже о всяких девайсах, типа мобильника. О вреде мобильника или компьютера каждый задумывался хоть раз, но вот о 3d… Итак, давайте перенесемся в замечательный кинотеатр, где в формате 3d показывают "Аватар", или какой-нибудь очередной шедевр. Покупаем билеты, на входе в зал у нас их проверяют и выдают очки. Мы радостно их берем, занимаем места в зале согласно купленым билетам, одеваем очки. И вот начинается долгожданное кино. А теперь давайте посмотрим, что происходит с нашими глазами во время просмотра объемной картинки через такие вот очки. Небольшая лекция об устройстве наших глаз. Хрусталик в нашем глазу составляет довольно важную часть светопреломляющего аппарата, является своего рода лизной. В глазу так же есть цилиарная мышца. Подробнее:
Цилиарная мышца служит для растягивания и сжатия хрусталика, таким образом, вместе с хрусталиком она играет роль автофокуса. Когда мы смотрим на объект, она растягивается-сжимается (играет настройками) и в итоге настраивается на лучший фокус. Этот процесс называется аккомодацией. Кроме нее в нашем глазу есть дальномер, он работает за счет того, что у нас 2 глаза, и более-менее трезво оценивает расстояние до объектов. Так же мозг без участия сознания может оценивать информацию о расстоянии до объекта из побочных источников. Теперь самое интересное, как же все это добро работает с 3d. Принцип действия объемного кино заключается в том, что бы техническими средствами обмануть дальномер и подать на разные глаза разные картинки. Итак, дальномер обманут. А вот что же делать с аккомодацией? Она должна оставить экран плоским! Но тут начинается еще более интересный процесс-перетягивание хрусталика. Автофокус говорит, что объект находится в плоскости экрана. Дальномер говорит, что объект находится где-то далеко. Сознание верит параллаксу (оно, как и зрительный анализатор, находится в коре больших полушарий) и говорит, что объект далеко. Вегетативная система получает противоречивые указания и начинает в прямом смысле сходить с ума. Заканчивается это тем, что система либо просто впадает в ступор (дезориентация), либо начинает лихорадочно взбрыкивать (выход из штатного режима и, как следствие, переутомление). В итоге при длительном просмотре 3d-фильмов очень быстро устаёт цилиарная мышца (характерная резь в глазах, головная боль). Но хуже всего не это, а то, что разрушается многолетняя дружба между механизмами управления, которые до сей поры всегда только помогали друг другу. Однако, все что описано выше, происходит лишь при просмотре 3d вблизи, а если вы находитесь от экрана на расстоянии более чем 10-20 метров, то хрусталик имеет правильное положение и никаких проблем с аккомодацией не возникает. Отсюда вывод: смотреть стереокино рекомендуется с последних рядов кинотеатра, и ни в коем случае не садиться на первые ряды.